Немного истории
На правом берегу р. Березины ниже впадения р. Плисы было много глины, которую с давних пор активно использовали для своих нужд местное население. Отсюда и название деревни – Гливин.
В окрестностях Гливина находится поселение каменного века, которое находится на СВ от деревни в пойме Березины и датируется 2-ой половиной мезолита (V-IV тысячелетия до н.э.). Выявлено оно было в 20-х годах прошлого века. Там было обнаружено около 3000 кремневых приспособлений для труда и других предметов из камня. Тут же был найден самый старый клад в нашем крае – 21 кремневая пластина, которые были заготовками первобытного мастера.
Около реки на юг от Гливина находится древнее городище конца I тысячелетия до нашей эры – первой половины I тысячелетия нашей эры, исследования здесь не проводились.
Во II-V, VIII-XIII в.в. н.э. в этих краях существовало неукрепленное поселение – селище (в пойме Березины на ЮВ от деревни Гливин). Здесь обнаружено большое количество лепной керамики и других предметов того времени.
До 20-х годов прошлого века было известно о 100 курганах, которые говорили о проживании в Гливине людей в начале второго тысячелетия н.э. Однако до наших дней они не сохранились.
Набеги татар в XIV-XIV в.в. на местные земли оставили свой след в истории Гливина. В окрестностях деревни находится «татарский колодец». Есть две легенды по этому поводу: 1) колодец выкопали пленные татары для своих нужд; 2) на этом месте базировались татары, которые грабили и завоевывали окрестности, они для своих потребностей и выкопали колодец. Вода из него считалась лечебной, в частности для болезни глаз. Позже возле колодца стали ставить кресты. Колодец и сейчас существует, хоть и в заброшенном состоянии. Записана также еще одна легенда про колодец: «Калі татары спалілі ў вёсцы царкву, ад яе захавалася толькі адна ікона. Пасля пажару ўзнялася бура, якая разнесла пепялішча, узняла ікону і панесла. І ў тым месцы, дзе ікона апусіцлася на зямлю, пачала біць крыніца».
Наиболее старое письменное упоминание о Гливине относится к 1508 году как владение Яцека Ратомского. С 1683 года — владение минских иезуитов. Во второй половине XVIII века Гливин числится среди владений Огинских.
В 1820 году после запрета иезуитов в Российской империи, имение перешло к роду Свидов, которые в Гливине имели усадьбу и хозяйствовали там до 1917 г.
В 1885 году в Гливине 81 двор и 612 жителей, действовали два хлебозапасных магазина, магазин, питейный дом. Состоянием на 1890 год в составе Гливинской волости 69 поселений — 594 крестьянских и 304 некрестьянских дворов, в целом 6135 жителей. На конец XIX века деревня — одна из крупнейших поселений исторической Борисовщины.
Усадьба Свидов находилась на юге деревни, в 90-е годы XIX в. имела две мельницы, смолокуренный и скипидарный завод, где делали также деревянный уголь. Усадьба включала в себя одно- и двухэтажные деревянные строения, шикарный парк, сад. Часть строений сгорела во время I мировой войны. До наших дней не дошло ни одно здание. Не сохранился парк и сад, остались только несколько старых деревьев.
Был в Гливине с давних времен и христианский храм. Причем за время своего существования он не раз менял свою конфессиональную принадлежность. Не позднее начала XVIII века в Гливине построена церковь, вероятно, православная, но точное время и заказчик её строительства неизвестны. К 1755 году церковь не использовалась, в этом году ректор минского иезуитского коллегиума Юрага Казимир восстановил в ней службу, с этого времени она стала униатской. По состоянию на 1800 год иезуитский хозяйственный двор находился в южной части деревни, при нём были винокурня, трактир, мельница и кузница. После запрета иезуитского ордена храм становится православным. В послереволюционное время храм закрывают и в нем открывают клуб. Во время второй мировой войны церковь опять действовала, сгорела в 1944 г. во время освобождения Гливина.
На рубеже XIX—XX веков в Гливине был развит местный промысел деревянных изделий. С 1924 года Гливин — центр сельсовета. В уцелевших зданиях поместья определенное время располагалась воинская часть. Позже организован совхоз, потом действовал плодовый питомник, затем колхоз.
Достопримечательности:
Гливинский луг не закустарен, так как до нынешнего времени здесь проводится выпас коров частных владельцев, что уже встречается крайне редко и представляет определенный интерес.
Рядом начинается большой массив старого соснового леса, протянувшегося вдоль реки ниже по течению.
В километре от стоянки есть родник (54.14823/28.61625). Находится в южной части деревни Гливин за домами №120В и №124 по ул. Центральной, на правом берегу ручья. При движении из центра деревни после проезда моста через безымянный ручей необходимо свернуть налево к дому №120В и пройти вдоль правого берега ручья около 150 м. Родник находится непосредственно на берегу ручья, около участка дома №124. Родник представляет собой деревянный сруб, накрытый сверху крышкой. Вода в роднике немного застаивается, стока воды не наблюдается. Возможно, это связано с тем, что уровень и дебит в роднике снизился.
В окрестностях стоянки можно встретить много птиц, характерных для поймы Березины. Но отдельно хочется отметить два вида заметных птиц – это белую и желтую трясогузок. Белая трясогузка - более известная птица. Поселяется она и гнездится в населённых пунктах, рядом с человеком. Своё название получила из того, что постоянно потряхивает хвостиком – гузкой. Подпускают трясогузки близко, человека не особо боятся. На лугах у реки эти птицы кормятся. Тут же можно одновременно увидеть и её ближайшую родственницу – желтую трясогузку. Вид очень ярко окрашен: брюшко лимонно-желтое, спина зелёная, голова чаще серая, но иногда встречаются особи с черной головой. В отличие от белой, желтые трясогузки обитают на открытых угодьях, вне населенных пунктов.
А ещё всегда рядом с пасущимися коровами много и других видов птиц, которые ловят насекомых, докучающих «бурёнкам». Это и хорошо известные всем скворцы, полевые воробьи, деревенские и городские ласточки, а также черные стрижи. Черные стрижи сильно напоминают ласточек, но крупнее их и полностью темно-бурой окраски, за исключением светлого горла. За день птицы съедают сотни летающих насекомых. А для туриста порою докучливые комары и мошки – это самое сложно испытание. Стрижи - рекордсмены по скорости полета. Их обычная средняя скорость 100-110 км/ч. Увидеть птиц можно с мая по сентябрь.
Не только птицы могут ловить разных летающих насекомых. Успешно это делают и стрекозы. Один из таких видов, обитающих здесь - стрекоза решетчатая. Это стрекоза средних размеров. Самцы имеют светло-голубое брюшко с тёмным окончанием. А самки же с ярко-жёлтым брюшком, на котором тёмные полоски образуют решётчатый рисунок, который дал название виду.
Аир болотный. Родина – Китай. Был завезен на территорию Европы во время татаро-монгольского ига. Согласно легендам, татары бросали аир в водоемы завоеванных территорий для очищения воды в них и её через какое-то время пить. Семена у нас не вызревают, поэтому размножается только вегетативно. Применяется в качестве пряно-ароматического растения как заменитель лаврового листа, корицы и имбиря, в медицине, пищевой промышленности.
Лютик едкий. Одно из русских народных названий растения — «куриная слепота». Цветки ярко-жёлтого цвета, достигают 2 см в диаметре. Растение ядовито для сельскохозяйственных животных.
Незабудка болотная - многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 30 см. Цветки — нежно-голубые, диаметром до 1,2 см. Незабудка болотная — официальная цветочная эмблема шведской провинции Дальсланд.
Организация и проведение туров по Борисовскому району
Организация и проведение авторских туров
Трансфер туристических групп и спортивного снаяряжения
Выездное заказное питание в месте туристической стоянки